Каталог статей

Главная » Статьи » статьи Саратовцевой Л.А. » статьи Саратовцевой Л.А.

Николай Дилецкий

 Николай Павлочич Дилецкий музыкальный теоретик, педагог и композитор родился в Киеве приблизительно около 1680г. образование получил в польской Виленской иезуитской академии. Очевидно, там он до 1675 года окончил гуманитарное отделение, поскольку писал о себе: «Наук свободных учащеся].
Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленной им музыкальной грамматики, представляющей обширное сочинение в шести частях. Эта грамматика была написана Дилецким в Вильне, а издана в Смоленске в 1677 году под заглавием: «Грамматика пения мусикийского, или известные правила в слове мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений. Издадеся в Смоленску, в лето от Рождества Спасителя нашего и Бога 1677, Николаем Дилецким». «Грамматика» создана на широкой гуманитарной основе. Автор хорошо изучил мифологию, свободно ссы­лается на Аристотеля и Платона, поэта Маро, теоретика Боэция, уместно пользуется латинскими и греческими определениями. Ему были известны произведения запад­ноевропейской, русской и польской музыки, он приводит интересные примеры из художественной литера­туры и живописи. Существенное значение придавал Дилецкий вопросам эстетического восприятия. «Мусикия — это если по-гречески, славенски же — петле... есть то, что сердца челове­ческие возбуждает или до увеселе­ния или до жалости». Все отрасли музыкально-теорети­ческой науки в своем «зачате» представлены в «Мусикийской граммати­ке». В ней говорится о ладе (хотя четкого определения лада и тональ­ности еще нет), гармонии (вернее, о полифонии на гармонической осно­ве), вводится понятие каденций обыкновенных и необыкновенных, выявляются функции музыкальной формы (все музыкальные произве­дения «...делятся на начало, сере­дину и конец»). Удивительно! «Мусикийская грам­матика» появилась на 45 лет раньше «Трактата о гармонии» (1722) знаме­нитого французского композитора и теоретика Ж. Ф. Рамо.
  В 1678 году Дилецкий посетил Москву. Есть основания продполагать, что здесь он останавливался у известного певца и любителя пения Григория Строгонова, который «своим желательным повелением указал» Дилецкому составить «грамматикию, яже о мусикии».
  В 1679 году Дилецкий сделал посвященный Строгонову перевод с польского своего же собственного сочинения по теории музыки под заглавием: «грамматикии мусикийской, составленная прежде Николаем Дилецким в Вильне, послежде же им же переведена на славенский диалект, в царствующем граде Москве, лета от создания мира 7187».
  Основательно изучив исследования диакона Коренева о музыке, Дилецкий дополнил их и в 1681 году закончил в рукописи, которую озаглавил следующим образом: «Во славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написана первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоаникия, Трофимова сына, Коренева, что служил у Великого Государя на сенех, в соборе Стретения Господня, последи же совершися Николаем, Павловым сыном, Дилецким, лета 1681, мая в 30 день». Эта «Мусикия», оставшаяся ненапечатанной, представляет собою довольно полное и обстоятельное изложение теории музыки.
Категория: статьи Саратовцевой Л.А. | Добавил: DzirtDoUrden (16.07.2012)
Просмотров: 1217 | Теги: Николай Дилецкий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
статьи Саратовцевой Л.А. [3]
Статьи Саратовцевой л.а.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz