Николай Павлочич Дилецкий музыкальный теоретик, педагог и композитор родился в Киеве приблизительно около 1680г. образование получил в польской Виленской иезуитской академии. Очевидно, там он до 1675 года окончил гуманитарное отделение, поскольку писал о себе: «Наук свободных учащеся]. Выписки, которые Дилецкий делал из читаемых книг, послужили ему впоследствии главным материалом для составленной им музыкальной грамматики, представляющей обширное сочинение в шести частях. Эта грамматика была написана Дилецким в Вильне, а издана в Смоленске в 1677 году под заглавием: «Грамматика пения мусикийского, или известные правила в слове мусикийском, в них же обретаются шесть частей или разделений. Издадеся в Смоленску, в лето от Рождества Спасителя нашего и Бога 1677, Николаем Дилецким». «Грамматика» создана на широкой гуманитарной основе. Автор хорошо изучил мифологию, свободно ссылается на Аристотеля и Платона, поэта Маро, теоретика Боэция, уместно пользуется латинскими и греческими определениями. Ему были известны произведения западноевропейской, русской и польской музыки, он приводит интересные примеры из художественной литературы и живописи. Существенное значение придавал Дилецкий вопросам эстетического восприятия. «Мусикия — это если по-гречески, славенски же — петле... есть то, что сердца человеческие возбуждает или до увеселения или до жалости». Все отрасли музыкально-теоретической науки в своем «зачате» представлены в «Мусикийской грамматике». В ней говорится о ладе (хотя четкого определения лада и тональности еще нет), гармонии (вернее, о полифонии на гармонической основе), вводится понятие каденций обыкновенных и необыкновенных, выявляются функции музыкальной формы (все музыкальные произведения «...делятся на начало, середину и конец»). Удивительно! «Мусикийская грамматика» появилась на 45 лет раньше «Трактата о гармонии» (1722) знаменитого французского композитора и теоретика Ж. Ф. Рамо. В 1678 году Дилецкий посетил Москву. Есть основания продполагать, что здесь он останавливался у известного певца и любителя пения Григория Строгонова, который «своим желательным повелением указал» Дилецкому составить «грамматикию, яже о мусикии». В 1679 году Дилецкий сделал посвященный Строгонову перевод с польского своего же собственного сочинения по теории музыки под заглавием: «грамматикии мусикийской, составленная прежде Николаем Дилецким в Вильне, послежде же им же переведена на славенский диалект, в царствующем граде Москве, лета от создания мира 7187». Основательно изучив исследования диакона Коренева о музыке, Дилецкий дополнил их и в 1681 году закончил в рукописи, которую озаглавил следующим образом: «Во славу Св. Троицы славимого Бога, сия книга, Мусикия, написана первое с писем древних доброписцев, второе изысканием диакона Иоаникия, Трофимова сына, Коренева, что служил у Великого Государя на сенех, в соборе Стретения Господня, последи же совершися Николаем, Павловым сыном, Дилецким, лета 1681, мая в 30 день». Эта «Мусикия», оставшаяся ненапечатанной, представляет собою довольно полное и обстоятельное изложение теории музыки.
|