Семейная сага Вадас 5

Глава 17.
 Как стать артисткой ?!
 
    В среднюю школу приходилось ходить за три км. К ней подходили два пути: в тёплое время года по ул. Свердлова по дощатым тротуарам, а зимой — через большое снежное поле, на котором на столбе висел громкоговоритель. Однажды из него зазвучала прекрасная музыка, оназаворожила, околдовала меня, я не смогла двигаться пока не дослушала её до конца. Запомнилась сразу, но я не знала тогда, что это полонез польского композитора М. Огиньского А может это откликнулись мои польские гены.?   Не знаю!!
  С самого раннего детства я мечтала стать оперной певицей, причём не эстрадной, а оперной. Распевала в доме, в лесу арии из классических опер, которые часто звучали из «радио-тарелки». Музыкальная память была отличная мелодии запоминались сразу, труднее с текстом, так как по-видимому не соответствовали моему возрасту. Это ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», арии Марфы и Любаши из оперы «Царская невеста», ария с колокольчиками из оперы «Лакме»; пела и мужские партии: ария Ивана Сусанина, ария князя Игоря и многие другие.
  Любимым композитором был в детстве Римский-Корсаков. В 13-летнем возрасте я прослушала всю его оперу «Садко». С сестрой Ритой пела все мелодии из оперы Бизе «Кармен». Распевали вальсы И.Штрауса, фантазируя танцевали па под искрящуюся, блестящую музыку великого австрийца.
   Мечтала научиться играть на пианино, но жили мы скромно и купить инструмент не могли, тем более нанять учителя. Дети чиновников,начальства учились частным образом у преподавателя Никона Владимировича Родюкова, мне оставалось только им завидовать.
   Кстати, в 1957-59 г.г., работая после окончания муз. училища директором муз.школы, я приняла в штат Родюкова Н.В. в качестве преподавателя фортепиано.
   Кроме арий я умела петь все современные песни, поэтому дети начальников часто приглашали меня на семейные фестивали, концерты, вечера, на дни рождения. Не скрою - я была украшением их развлечений, а для меня это было восхождением к моей Мечте. Родители этих счастливых детей советовали мне учиться музыке, да я и без них это знала.
  Большую роль к моей Мечте сыграл учитель математики с СШ № 1 Анатолий Иванович Волков. Ему многое дала природа. Внешне был очень красивым — высокий — истинный сибиряк (рожден был на Алтае),талантливый: сочинял песни для школьного хора, которым руководил, играл на баяне, гитаре, скрипке; хорошо пел. Являлся членом Союза композиторов Урала. Я часто была первой исполнительницей его песен. Под его аккомпанемент пела романсы Гурилева, Варламова, Глинки, а также песни советских композиторов. Позже, когда я уже была студенткой муз. училища, приезжая на каникулы, всегда приходила к нему домой и исполняла ему училищный репертуар. Он искренне радовался моим успехам, не забывая показать мне свои композиторские опусы. По математике я у него училась посредственно. Мне кажется, что он ставил мне четыре за редкие мои успехи, думая наверно, что этой девочке математика не так уж нужна, а в радость ей будет музыка. Как математик — педагог А.И.Волков тоже был талантливым, так как выпускники нашей школы становились студентами различных вузов нашей страны. Учились мы БЕСПЛАТНО. Каждый мог учиться из любой семьи.
Записала в 2003 году.

Глава 18.
 Восхождение.
 
   "Не распуститься дереву опять,
    Которому зимой весна не снится.
    О невозможном если не мечтать,
    То вряд ли и возможное свершится." 
                                          К. Кулиев.
   К своей мечте мой путь был не простым, тернистым. Мои музыкальные впечатления накапливались и я их бережно складывала в «копилку». Вся моя жизнь до поступления в муз.училище — это трамплин!
   Закончив семилетку, я пошла работать, чтобы приобрести какую-нибудь профессию, обеспечивать себя, а не быть иждивенкой. Мама была уже в предпенсионном возрасте. Наработалась в своей жизни, настрадалась. Она устроила меня в автогараж СУБРа табельщицей, а потом меня перевели в библиотеку гаража.
   После работы заходила к баянисту Петру Бобровскому на репетиции, чтобы потом выступить в концерте в клубе СУБРа. Я сразу же стала ведущей солисткой в худ.самодеятельности. Ходьбы до работы 4,5 км. и обратно столько же. 9 км. Ежедневно. Ветер ли, дождь, пурга, снег, мороз, но они не пугали — у меня была цель — стать артисткой. Затем поработала рассыльной в конторе транспортного цеха.
   На первую свою зарплату купила маме конфет. Ежегодно, в студенческие каникулы школа № 1 организовывала вечера-встречи с выпускниками. В концерте принимали участие «бывшие школьные артисты» и меня всегда приглашали. В клубе художественным руководителем была настоящая актриса в прошлом Т. Леони. При ней ставились серьёзные драматические спектакли, а в кружке много талантливой молодежи. Среди них Саша Эндерс — мой многолетний настоящий Друг.
  Все коллективы клуба часто выезжали с концертами в близлежащие сёла и всюду у меня большой успех. Всё это вселяло в меня уверенность!!! Да! Как солистке мне сшили два концертных платья: белое и светло-розовое. Мама не видела моих выступлений. Зато видела моя сестра Рита, она работала киномехаником в клубе «Строителей». Это рядом с клубом СУБРа, приходила послушать меня. Рассказывает: «Слушала и плакала от радости, наслаждалась пением твоим и гордилась твоим успехом.» О своих успешных выступлениях подробно и эмоционально рассказывала мамочке, она очень радовалась и вспоминала про свои концерты, когда зрители аплодировали ей стоя.
   В 1952 году решилась поступать в Свердловское музыкальное училище имени П.И. Чайковского на вокальное отделение. Конкурс был серьёзный, 6 человек на одно место... Я свободно прошла два тура, а после третьего директор училища вызвал меня в  кабинет и имел со мной разговор. Если бы я умела играть на фортепиано, меня взяли бы на дирижерско-хоровое отделение, мои музыкальные способности и голос "Серенаду" Ф. Шуберта, "Сердце о милом поёт" С. Туликова и русскую народную песню "Зачем тебя я милый мой узнала."
   ...Приехала домой в слезах, но с полной уверенностью - поступать в будущем году. Я уже знала, какие предъявляются требования. Проработав ещё год в «Сантехмонтаже» на раздаче сантехники, я снова собралась в Свердловск. Мама не дала согласие, говорила, что не потянет меня учить, была уже на пенсии, а пенсия «с гулькин нос». Денег у меня накопилось чуть-чуть, но меня выручили мои знакомые Н.И. И Г.Ф. Казаковы. Они мне помогали на 1-м курсе учёбы, а со 2 курса я стала прирабатывать к мизерной стипендии.
   Милая моя Мамочка! Она даже не простилась, а вся в слезах осталась у ворот дома. Как тяжело было ей — это только позже я осознала.
   Звёздный час! 1953 год! Я поступила в музыкальное училище ! ! ! Ура ! ! !
   Конкурс - 10 человек на место. Диктант написала на отлично, а по вокалу меня взяла завуч училища Моносова (Шпагина) Валентина Алексеевна. Училась хорошо, без троек. На юбилейных вечерах моя фотография в профиль «красовалась» на доске почёта. Меня записывали на радио, брали интервью, включали в программу престижных концертов. Мамочка моя помогала мне как могла. Спасибо ей!
   Со 2-го курса я училась и работала, сначала занималась с самодеятельными артистами на механическом заводе, потом, когда усвоила хоровое дирижирование, руководила хором в средней школе. Жила на квартире, снимая угол (кровать) за 130 руб. в месяц. Мама присылала 100 рублей. Стипендия на 1-м курсе 120 руб., а на следующих курсах прибавлялось по 20 руб.
   Работа мне давала возможность нормально питаться. Я купила в комиссионном магазине светло-серое шерстяное платье, которое украшала разными манишками, шарфиками; туфли на микропоре, шляпку, часы. И мама отдала мне своё светло-голубое шерстяное платье. Пальто у меня было светлое в клетку, зимой подшивала ватин. Окончила училище в 1957 году по двум специальностям: хоровое дирижирование и сольное пение. Мамочка моя радовалась за меня, я же верила в себя, старалась завоевать авторитет.
   ЦЕНА УСПЕХА ИЛИ ПРОБЛЕМЫ НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ ПЕВИЦЫ.
   1957 год — год окончания музыкального училища. Были знания, но не было опыта. По распределению меня оставили для работы в Свердловске. Такое везение не всем выпадало. Многих распределили в сёла и небольшие города области; некоторых направили в Пермскую и Кировскую области. Я же решила попытать счастья пройти конкурс для работы певицей хоровой капеллы Госфилармонии. На конкурсе исполнила песню Наташи из оперы Даргомыжского «Русалка», ариозо Иоланты из одноименной оперы Чайковского и его же романс «То было раннею весной»; «Не ветер вея с высоты Римского-Корсакова. Комиссии я понравилась и меня приняли. Отпустили в отпуск до начал концертного сезона.
   - Наконец-то моя мечта сбывается- радовалась я. Мамочка жила одна и вот начались слёзы. «Я тебя так долго ждала, а ты опять будешь от меня далеко...» И вот однажды к нам пришли две известные в нашем городе Дамы: зав. гороно К.Х. Прокопенко и зав. отделом культуры Е.Н. Росолова. Кстати, обе замечательные певицы. Думаю, в описываемой истории «первую скрипку» исполнила моя Мама. Стали меня уговаривать остаться работать в родном городе в качестве директора детской музыкальной школы.
  Я не соглашалась, мне дали срок серьёзно обдумать такое предложение, И... моя мама победила! Итак! Судьба повернула меня на педагогическую стезю. Съездила в Свердловск и пригласила трех пианисток: Л.Зимина, Алла Лехто и Ирина Фролова, А.Еремеева. В школе уже работали два учителя по баяну: М.Минакова и Е.Боярская, я пригласила ещё В.Чудинова и Н.Родюкова. Коллектив педагогов состоял из 10 человек.
  Желающихся учиться в школе оказалось больше, чем требовалось по смете. Был конкурс! Муз. школа стала ещё одним очагом культуры в родном городе. Преподаватели помогали интеллигенции города в подготовке музыкально-литературных вечеров. Школа ежегодно отчитывалась о своих достижениях перед общественностью города, показывая учеников по классам баяна и фортепиано.
   При школе был открыт «Университет культуры» для семей шахтёров». Работали много, интересно, творчески. О нас часто писали в городской газете «Правда Севера». ... Не осталась бы я тогда в родном городе, могла бы начаться успешная пора как певицы. Зная себя, я бы не остановилась на достигнутом, ведь в Свердловске жила Валентина Алексеевна Шпагина — мой замечательный педагог по вокалу. Мечтой была — поступление в консерваторию на вечернее отделение.
   И сложилась бы моя жизнь по-другому. Правда, позднее в 1982 по 1999 г. я работала в Кабардино-Балкарской Госфилармонии музыковедом. 15 лет я всё-таки была артисткой, но не певицей...
   Педагогическая деятельность шла по жизни многие годы. В муз. школах Самары и Нальчика, а также в общеобразовательных школах обучала детей по программе композитора академика АПН СССР, доктора искусствоведения Д.Б. Кабалевского. С 1971-1984г. работала в качестве заведующей кабинетом музыки в институте повышения квалификации учителей. Курировала в республике 245 школ. Занималась распространением и внедрением новой программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. Каждый год обучалась методике преподавания на курсах в ЦИУУ в Москве. Затем в республике проводила большое количество семинаров для всех категорий работников образования, а  ежегодно — месячные курсы для учителей музыки. О просветительской и сценической деятельности попробую описать в других главах...

Глава 19.
Супружество. 
 
    «Летят за днями дни,
    И каждый час уносит
   Частичку бытия,
   А мы с тобой вдвоём
   Предполагаем жить.»
    А.С. Пушкин.
  
   Накануне нового 1959 года я получила приглашение от подруги Елены Постоевой на её свадьбу в г.Каменск-Уральск. Елена замечательный человек, добрый Друг, прекрасная пианистка, от природы обладала абсолютным музыкальным слухом. Красивые глаза, темные вьющиеся волосы,хороший характер с чувством юмора. Всегда привлекала к себе многих людей.
   Муж Лены Кувшинов Борис, был другом моего будущего мужа. С Юрием мы познакомились на их свадьбе. Юрий красивый и серьёзный молодой человек. Часто приглашал меня на танец, особенно красиво и легко вальсировал. Свадьба была весёлой, много пели, катались с горки и расстались друзьями.
  Я поехала в Североуральск, а Юрий работал на Уральском алюминевом заводе начальником нестандартизированного оборудования. Правду говорят «Любовь бывает с первого взгляда».Так произошло со мной в январе 1959 г. Приехав домой я рассказала Маме, что если этот парень не сделает мне предложения стать его женой, то я ни за кого не выйду замуж. Я полюбила. Лейтмотивом моей любви стала опять же - Музыка. «Па-дё-дэ» - (адажио) из балета Чайковского «Щелкунчик» - отрывок из этого балета всегда волнует мою душу. Сердце и голова все долгие годы жизни помнит те удивительные времена нашей супружеской жизни, когда мы, действительно, были очень счастливы.
    Поэт Гейне однажды сказал: «То, что отнимает жизнь — возвращает музыка.» Действительно, всю жизнь с Юрием я нахожусь в сфере высокой музыки. У нас с ним огромная фонотека с шедеврами мировой музыкальной культуры. У нас всегда работает техника проигрывающая пластинки и записывающая на кассеты. Из каждой командировки Юра привозил несколько опер в записи. Много и муз.литературы, из которой мы постоянно обогащаем наши муз.знания.
  Поженились мы в 1959г. (14 апреля) регистрировались в г. Каменск-Уральске, Юрий тогда уже жил в г. Куйбышеве (сейчас г. Самара) и работал на металлургическом заводе начальником кузнечно-прессованного цеха, затем начальником производства завода.
   Я, закончив учебный год в муз.школе в родном городе, в июне 1959 г приехала к мужу в г. Куйбышев. Вскоре получили однокомнатную квартиру со всеми удобствами. Мы ждали ребёнка и моя Мамочка приехала к нам еще до моих родов, чтобы нам помочь. Мы часто посещали заводской дворец культуры на оперы, балеты, а также на концерты известных артистов, например композитор Тихон Хренников исполнил свой фортепианный концерт № 2 с оркестром. Ходили в кинотеатр на каждый новый фильм.
  15 апреля 1960 года в нашей семье радостное событие! У нас родился сын! Ю ( Юра звал меня Лю, а я его Ю ) сам дал сыну имя Александр в честь своего старшего брата. Мальчик родился красивым и здоровеньким. Счастливый отец отмечал рождение сына с друзьями широко, плясал вприсядку.
  После короткого в то время (3 месяца) декретного отпуска я работала в 2-х муз.школах — в только что открывшейся заводской и по совместительству в другой старинной с традициями школе. Преподавала муз.литературу, сольфеджио и общее фортепиано у скрипачей.
  Мама тоже трудилась целыми днями как пчёлка: ухаживала за Сашенькой, готовила еду, ранним утром стояла в очереди за молоком. Жизнь текла слаженно в семейных заботах.
   Появились хорошие друзья. Часто приглашали нас в гости, но и у нас встречались нередко, а мамочка угощала нас чудесными уральскими пельменями. Вскоре нам дали в пятиэтажном доме на втором этаже двухкомнатную квртиру. В той квартире жила и училась моя племянница Марина. Юра к ней и к маме относился очень хорошо. Всем нам дарил дорогие подарки.
  Приезжала в гости сестра Рита. 1962 году мы переехали в Кабардино-Балкарию в г. Нальчик. Муж работал начальником цеха на заводе высоковольтной аппаратуры, а потом на крупном заводе "Цветмет", позднее он стал называться "Севкавэлектроприбор" - "СКЭП", где занимал должность начальника литейного цеха, был заместителем парторга завода, председателем госкомиссии по контролю выпускаемой продукции.
  Два года пожили на частной квартире с двумя комнатами и кухней, готовили на примусе. Мама снова была нашей помощницей и другом. В эти два года жил у нас и учился в школе № 7 мой племянник Олег. Я думаю, хорошее влияние оказал на него мой Юра. Олег учился отлично.
   В 1964 году муж получил двухкомнатную квартиру. У нас была приличная по тем временам обстановка: телевизор, магнитофон, радиоприемник, стиральная машина, мебель. Материально мы жили очень хорошо, в достатке.
  В 1967г. мой муж был избран депутатом Верховного Совета КБАССР. Ему было 38 лет. Я очень гордилась своим мужем, Он был красивым, имел авторитет на заводе как талантливый инженер. В этом же году наш сын пошёл в 1-ый класс. Семь лет жила с нами мама, потом она улетела на самолёте на Урал приводить в порядок родовой дом. Зять Юрий подарил ей телевизор, чему она была бесконечно рада. Этот телевизор исправно работал 9 лет, до конца её жизни. Мы ежемесячно помогали маме деньгами, дарили в посылках подарки и её любимое вишнёвое варенье.
   Когда мама жила с нами, мой Юра не разрешал брать у неё пенсионные деньги, хотел, чтобы она ими распоряжалась по своему усмотрению. Из первой пенсии мама купила внуку Сашеньке маленькие лыжи и учила его кататься на них. В этот же период к двум годам бабушка купила внуку большую игрушку — машину с рулём и педалями.
  Ежегодно с Сашенькой ездили на Чёрное море: в заводской лагерь в Джубге, в Сочи, Адлер, Новый Афон, муж снабжал нас щедро деньгами. На всё хватало средств. Мы жили хорошо на наши зарплаты. Всё ведь стоило дёшево — основные продукты, коммунальные услуги, телефон, лекарство, путёвки и т.д. В 1977г. я ездила по туристической путевке в Польшу с отдыхом на Балтийском море м.Мензездрое. Мы с Сашей побывали в Ленинграде, Волгограде, Дубовке, Москве, Пятигорске, Свердловске. Он жил на летних каникулах у бабушки в г. Североуральске. У них была взаимная любовь. Саша рос послушным, не избалованным ребенком.
   Отец тоже уделял ему внимание не по мелочам, а в главном. Покупал ему красивую одежду, хорошие игрушки и т.д. О Саше продолжу писать в следующих главах, но а в 20-ой главе снова попробую писать о себе.
 
 Глава 20.
 Дано судьбой.

«А музыка со мной покой делила,
 Сговорчивей нет в мире никого.» 
  
  Я никогда не забуду моей мамы - это она открыла моё сердце впечатлениям природы и, что очень важно это она возбудила и расширила мои понятия в музыке (пении) — она оказала влияние на всю мою жизнь. Спасибо её !!
   Музыка — это магнит такой силы, что к нему многие прилипают только ради славы. Мне музыка даёт возможность жить, радоваться, грустить и ... даже плакать. Дожив до 70 лет (2005г.) до очень зрелого возраста, я ни на чём не остановилась, ничто мою душу больше не зацепило как музыка.Дожив до 70 лет (2005г.) до очень зрелого возраста, я ни на чём не остановилась, ничто мою душу больше не зацепило как музыка. Право было бы отчего с ума сойти, если б не она! Вот в самом деле лучший дар от Бога.
  Музыка одна только просветляет, примиряет и успокаивает, но это не «соломинка», а верный Друг. Это музыка дает возможность размышлять, молчать и думать о своем личном, сокровенном.
  В детстве и ранней юности я не могла выделять тот или иной жанр, но музыка П.Чайковского и Римского-Корсакова нравилась сразу и ... запоминалась. Всё понятно - и сказочный мир музыки Римского-Корсакова, и грусть с необычайной ьоцартовской мелодикой у Чайковского и поэтическая музыка Ф. Шопена. Люблю легкость, изящество, радость и молодость в музыке Моцарта; влюбленность в природу у Э. Грига, искренность и напевность у Ф. Шуберта. Очень близок П. Чайковский за то, что гений в музыке, что страстно любил Россию, понимал природу души русского человека.
  Большую часть моей жизни занимала работа по внедрению новой программы по музыке в обще-образовательных школах Кабардино-Балкарии.. Работала я зав. кабинетом музыки в Институте усовершенствования учителей (сейчас название — институт повышения квалификации учителей) при Министерстве образования КБР. На протяжении тринадцати с половиной лет обучалась на курсах в Москве в ЦИУУ. Затем в республике проводила большое количество семинаров для всех категорий работников образования и ежегодно организовывала курсы для учителей музыки. Читала лекции по эстетическому воспитанию учащихся, методику преподавания музыки с 1-7 классы.
  За этот труд награждена почётными грамотами от Министерства образования РСФСР и министерства КБР. Имею звание «Отличник народного просвещения РСФСР и звание «Ветеран труда». На курсах в Москве новую методику преподавания музыки нам преподавали Д.Б.Кабалевский (композитор, академик, профессор Московской консерватории), Э. Абдулов — научный работник, преподаватель пединститута) и методисты ЦИУУ.
  Каждый год для нас организовывали большую культурную программу: театры, музеи, Останкинскую башню (ресторан), город космонавтов «Звездный», музей П.И. Чайковского в г. Клин, музей имени Бахрушина, Третьяковскую галерею, Музей Ленина в Горках, мавзолей; в в Ленинграде во многих музеях, в т.ч. В Эрмитаже, Исакиевском и Казанском соборах, в Петропавловской крепости, на мемориальном кладбище в Александро-Невской лавре, на открытых занятиях по музыке у лучших преподавателей. Ездила на научно-педагогические конференции в  Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Свердловске, Перми, встречаясь с интересными людьми, работающими на ниве музыкального искусства.
   В 1984г. по моей инициативе при поддержке Министерства образования и Министерства культуры КБР, директора Госфилармонии Х.Хавпачева в республике была открыта «Детская филармония». Мы были вторыми в СССР после Барнаула. Торжественное открытие было в Музтеатре. Огромный зал в эжтот день трижды заполнялся учащимися школ г. Нальчика. Я была ведущей, сама писала сценарии уроков-концертов. Создала 16 сценариев по темам четвертей по программе Кабалевского. За 13,5 лет провела 26000 концертов для учащихся, а также для взрослой аудитории. В концертах принимали участие симфонический оркестр Госфилармонии и солисты-вокалисты. Концертмейстеры Елена Борсокова и Вероника Теплова.
  Сцена. Сцена. Она началась для меня с пятого класса. Я солировала в школьном хоре, пела соло на всех школьных вечерах. Помню на два голоса пели с Люсей Половинко песню Жарковского «Прощайте, скалистые горы», которую всегда бисировала, мальчишки хлопали отчаянно, требовали повторения. Мы с Люсей сразу прославились на всю школу, нас фотографировали, а снимки распространяли по школе. После окончания семилетки стала прима-солисткой в художественной самодеятельности городского клуба Субра и на вечера-встречи выпускников всегда приглашалась петь.
  В период учёбы в муз. училище во время выборов спела на всех лучших театральных сценах г. Свердловска. Принимала участие в вокальных конкурсах,занимая призовые места: М. Глинка - «Песня Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» - 1-е место; А.Новиков - «Колыбельная»- 2-е место; Ежегодно меня включали в отчётные концерты училища. На 1 курсе исполняла русскую народную песню «Я в садочке была» и «Тульский соловей». На 2 курсе - А. Аренский Песня Дамаянти из оперы «Наль и Дамаянти». На 3 курсе - И. Дунаевский «Дорожная» и П.Чайковский Ариозо Иоланты из оперы «Иоланта». На 4 курсе - М.Глинка «Песня Маргариты».
   В 1977г. В Республиканском Доме учителя была поставлена опера Гулак-Артемовского (ученик М.Глинки) «Запорожец за Дунаем», в которой я исполнила партию Оксаны на украинском языке. Постановщик-режиссёр Мулид Макоев, выпускник Тбилисской консерватории. Опера исполнялась в Музыкальном театртеатре, театре им. А.Шогенцукова, Доме учителя, на заводе «СКЭП». Везде нас принимали тепло, дарили цветы. Костюмы у всех артистов были украинские. Мне было тогда 42 года. Опера пронизана интонациями украинских песен и танцев, арии лиричны, напевны, легко запоминаемы, но над произношением текста на украинском языке пришлось потрудиться.
  Привыкнув к сцене фактически с детских лет, я всегда волновалась перед выходом к зрителям. Это для меня всегда было ответственно — сцена требовала. (запись 2005г.)
  Музыковед. В Кабардино-Балкарской Госфилармонии я сначала работала по совместительству ведущей детских концертов и артисткой разговорного жанра, а вскоре меня утвердили лектором-музыковедом 1 категории.
  Мучилась, когда в работе были простои, часто не спала ночами, работая над очередным сценарием. Иногда приходилось выходить на сцену со слезами из-за нерадивости и плохой организации концертов администраторами. Бывало, и не редко, - огромный зал заполнен учащимися, а у меня нет микрофона, чтобы не напрягая голосовые связки говорить с детьми доверительно и увлечённо о музыке. Приходилось постоянно работать в неотапливаемых залах, на ледяной сцене, на сквозняках. Ездили же мы по республике в старых аварийных автобусах, без стёкол, раскрывая зонты в салоне. Дважды горели в салоне автобуса, но Бог нас спасал. Бывало, вся группа артистов толкала автобус сзади, чтобы он, наконец, завёлся. Однажды колесо в пути оторвалось и мы боком проехали несколько метров. Нас направляли в какое-нибудь дальнее горное село с плохими тормозами. Например, в Верхнюю Балкарию.
  Из Долинска часто возвращались пешком до городского транспорта, воздно возвращались с концертов и в стужу, и в дождь, и в гололёд. Причина была — администратор забывал сделать заявку на транспорт и др. Коллектив артистов был дружен, все уважали и поддерживали друг друга. Это — народная артистка РСФСР Наталия Гасташева, заслуженный артист РСФСР Ахмед Пачев, народные артисты КБР Махмуд Текуев и С.Беппаев, заслуженные артисты КБР Светлана Богатыжева, Тамара Гергокова, Елена Борсокова; лауреат Всесоюзного конкурса Ольга Макарова, народные артисты КБР Лусабер Казанова, Елена Шогенова, Лидия Борсокова, Светлана Блехман, Валерий Панагов и Салих Жанатаев.
  Была ведущей концертов симфонического оркестра под управлением дирижеров Б.Темиркананова и Н.Шабатукова. Ездила на гастроли в Дагестан, Ингушетию и Чечню с авторскими концертами композитора Владимира Молова. Были в городах Махачкала, Грозный, Майкоп и других местах Дагестана. Мною за 14 лет работы в филармонии написано 16 сценариев для школьников и 37 для взрослых слушателей. Это 53 сценария!
  Провела юбилейный концерт народного артиста Кабардино-Балкарии Махмуда Текуева. В Парламенте республики концерт, посвященный Дню Победы, — это так называемый — правительственный концерт. В лучшие годы до перестройки вела концерты мастеров искусств, которые приезжали в республику.










Категории раздела
новости Центра [21]
объявления о встречах, проводимых пероприятиях, поездках и другие новости польского Центра
новости Польши [10]
новости Польши
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz