Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи Горецкого В.Ф.

Расселение поляков на территории Кабардино-Балкарии
НАЛЬЧИК
 
 Поляки на Кавказе были всегда: то ли по делам службы, то в ссылке, то ли для участия в боевых операциях. Связано это было с Кавказской войной 1817-1864 гг. Ещё в 19 веке видный военный и политический деятель Теофил Лапинский (1826-1886), побывавший на Кавказе и участвовавший в боевых действиях против российской армии на стороне местных жителей, написал книгу «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских (1863).
  После окончания Кавказской войны царское правительство разрешило заселять свободные земли на Кавказе. В числе смельчаков-переселенцев были и поляки. Многие из них родом из-под Кракова (местечко Осиповице, Osipowicze). 40 семей выехали где-то в конце 19 века выехали на Кавказ в Терский район Ингушетии близ хутора Хурукай, на земли, принадлежавшие горского князя Базоркина. Руководил этой акцией поручик Фальманов.
  Потом, в связи с революцией 1917 г. и недовольством жителей Ингушетии, поляки вынуждены податься, оставив всё нажитое, в другие места, в частности в Кабарду. Все жители бывшего хутора Фастова направились на станцию Муртазово Владикавказской железной дороги и размещались во временных землянках. Позднее, чтобы не умереть с голоду. Польские семьи стали расходиться по близлежащим станциям.
   Население Кавказа и Кабардино-Балкарии в частности всегда было пёстрым по своему национальному составу. Со второй половины XIX в. здесь стали селиться и поляки. В «Ведомостях о племенном составе населения за 1894г.» указывается, что в слободе Нальчик проживало 98 поляков (1).
   По данным «Ведомости о делении жителей Нальчикского округа Терской области по исповеданиям за 1901г.» в слободе Нальчик проживало 15 мужчин и 6 женщин католического вероисповедания. Все они по национальности были поляки. (2)
   По данным Статуправления г. Нальчика за 1989 г. в Кабардино-Балкарской республике было 353 человека польской национальности, а в самом городе Нальчике - 164 человека. По данным переписи 2002г. - и того меньше. Результаты переписи не всегда отражают реальные данные.
  У нас есть основание полагать, что обладатели фамилии оканчивающихся на «-ский» и «-цкий» на самом деле поляки или польского происхождения, которые еще в 30-50-е годы 20 века, опасаясь репрессий, записывали в паспорте национальность «русский».
  У живущих в XX веке поляков была своя дорога, которую загодя вымостил своими планами сталинский режим. Вот одна из этих дорог: она пролегла в 30-е годы от Украины, где родились и жили польские семьи, в Нальчик и в Северный Казахстан, где началась их иная, чужбинная жизнь, закончившаяся для многих в середине или в конце столетия.
  «Польская операция» НКВД 1937-1938 гг. была еще впереди, когда «В сентябре 1935 г. по Киеву, Минску и Москве прокатилась волна арестов, призванных, согласно официальной версии, положить конец так называемой агентурной сети ПОВ (3). Одновременно с этой акцией началась ликвидация польских региональных автономий. В соответствии с Постановлением Совета Министерств СССР за № 776-120 под грифом «Совершенно секретно» от 28 апреля 1936 г. из приграничных областей Украинской ССР (главным образом Каменец-Подольской, Винницкой и Житомирской) были выселены в Казахстан 36 тыс. поляков. (4) Об этом упоминает Жлоба Е.В. (г. Краснодар) в своей статье «Польская операция» НКВД 1937-1938 гг.» (5).
  После 1921 года многие поляки оставались на территории СССР. Их обойти советские власти не могли. И вот в 1934-36-х годах свыше 65 тысяч поляков с территории Украины и Белоруссии были сосланы в Северный Казахстан. Многие умерли в тюрьмах или были расстреляны в рамках массовых акций очищения СССР от «врагов народа». На это указывает Антоний Кучинский в статье «Сибирь в истории и культуре польского народа». (6)
 По воспоминаниям поляков Нальчика, энкэвэдэшники приезжали неожиданно, окружали село или половину села. Выходило так, что в одной половине села была мать, а в другой жила семья её дочери. Забирали тех, кто в одной части села. Вот и забрали мать, а дочь не взяли. Сколько ни просила дочь взять и её или оставить мать - не разрешили, а гнали «запланированных к высылке в товарные вагоны. А потом - долгая дорога в Северный Казахстан.
   Польская семья Боревичей из украинского села Суслы, что на Житомирщине, не стала ждать репрессий, продала все своё имущество и выехала в Кривой Рог, а затем - в Нальчик.
   Поляков ссылали в 19 областей, краев и автономных республик, входивших в состав России, а также в 8 областей Казахстана (Актюбинская, Кустанайская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская).
  Много фактов по выселению поляков в 30-е годы имеется в книге «Polska droga do Kazachstanu» (Materiafy z mi^dzynarodowej konferencji, Zytomierz, 12-14 pazdziernika 1996 roku).(7)
  В книге А. Дыбковской, Я. Жарын, М. Жарын «Польская история от древнейших времен до современности» (A. Dybkowska, J. Zaryn, М. Zaryn «Polskie dzieje od czasow najdawnejszych do wspolczesnosci». — Warszawa, 1994, c.264) есть строки, которые касаются переселения из Украины в Казахстан (перевод с польского сделан нами — Г.В. Ф.) (8):
   «В конце 20-х годов на всей территории СССР начался процесс коллективизации сел, связанный с применением принуждения и физического террора во время отбора последних запасов живности и отборе земли крестьян. Многие люди умерли в этот период от голода. Сопротивление поляков против коллективизации стало причиной того, что во второй половине 30-х годов власти начали массовый вывоз людей. В польские деревни вступали отделы НКВД: людей арестовывали и бросали в товарные вагоны, в которых предстояло перенести многодневную тяжелейшую дорогу. Большая часть вывезенных попала в Казахстан. «Здесь было только два барака, - вспоминала жительница Камышенки в Северном Казахстане. - В каждый поселили по 4, по 5 семей. Дома строили заключенные, а позднее уже наши люди. Когда шел дождь, то падал прямо на нас...» В своей статье в журнале «Новая Польша» за 2006 г. Чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Польше Алексей Волков отмечал: «В 1936 г. в ходе сталинских репрессий на Украине были ликвидированы польские национальные районы и принято решение о переселении польских и немецких хозяйств из пограничных областей СССР в Казахстан, для чего была создана специальная комиссия по высылке. Контингент переселяемых составил 15 тысяч польских и немецких хозяйств из Винницкой и Киевской областей Украины, где преимущественно проживали поляки. Общая численность высланных только с Украины составила около 70 тысяч человек. Второй период депортаций пришелся на 1939 год. В целом, по разным оценкам, из западного региона СССР в казахстанские степи было выслано около 190 тыс. человек. Основанием для применения репрессивных мер служили подозрение в «неблагонадежности» или наличие родственников в Польше, стандартным было обвинение в сотрудничестве с польской разведкой. Высылаемым разрешалось брать с собой лишь одежду, белье, обувь, постельные принадлежности, часть посуды (ножи, вилки, ложки, чайники, ведра), продовольствие на месяц, хозяйственный бытовой инструмент — всего не более 500 кг на семью. На сборы отводилось не больше двух часов. Операции по высылке обычно проводились на рассвете, чтобы избежать «ненужной шумихи и паники». Железнодорожные станции оцеплялись конвойными войсками, которые сопровождали эшелоны из 55 вагонов по 25-30 человек в каждом».(9)
   Всесильная бюрократия и НКВД охраняли живших на грани голода только за то, что они просто были поляками, а всякие попытки нелегального оставления сел карались тяжким наказанием (по ст. 347 -348).
  По официальным данным советской статистики в 30-х годах «выбыло» около 20% поляков по сравнению со списком на начало 20-х г.г. Репрессии также коснулись жителей украинских и белорусских сел, что привело, например, на Украине к голодной смерти миллионов жителей СССР».
   Польскому народу, проживающему на землях Западной Украины, не повезло: их безжалостно выселили за несколько тысяч километров в суровые по климатическим условиям местности, в необжитые районы. Народ, владеющий родным польским языком, полюбивший мелодичный и добрый украинский говор и ласковую мову, должен был стал безъязыким и безнациональным. Стало страшно называть себя поляком, стало страшно говорить на польском, петь польские песни... Украина лишилась своих сыновей и дочерей, а Польша стала еще дальше отдаляться от части своего народа.
  Новая польская дорога открылась жителям Западной Украины, которых в товарных вагонах большими группами вывозили в далекий Казахстан. Часть поляков попала в места в районе бывшей Акмолы (Белая Могила). Потом Акмола стала называться Акмолинском, Целиноградом, а сегодня это столица Казахстана - Астана.
 Каждой огромной группе переселенцев отводилось заранее подготовленное место, которое просто называлось «точкой». Эту «точку» прибывшие должны были обживать самостоятельно, потому что ни домов,ни времянок не было. Хорошо, если уже где-то поставили один или пару бараков.
  Таких «точек» в районе Акмолы было раскидано очень много, и многие сотни и тысячи человек здесь обрели новую жизнь, тяжкую и невыносимую, многие прожили мало, но основная часть стойко и мужественно вынесла на своих плечах тяготы переселения, а потом и вписала свои имена в ратную и боевую историю своего такого недоброго и неласкового Отечества. Все понимали, что виноваты в этом правители и их приспешники, но нет вины в этом родной и неродной земли, простых людей и той части планеты, где пришлось родиться и жить.
   Были вывезены семьи Андриевских, Люшневских, Крешневских, Горецких, Жабчук, Деткевичей, Збицких, Сегутов, Дембицких, Рачинских, Змеевских, Казмеруков, Гантимировых, Роскошинских, Новицких, Чухлевских, Сикорских, Овчарских, Зволинских, Радзинских, Маевских, Бориславских, Ситницких, Городельских, Мазурков, Вишневских, Павловских, Сичевских, Корчаковских, Островских-Гонгулевских, Петровских, Ольшевских, Гуралевич, Ясинских, Силицинских, Войцеховских, Пашковских, Дубеневичей, Лещинских и др. (фамилии восстановлены по памяти).
   Только после отмены комендантского надзора в 1956 всем полякам разрешено было выезжать в любую точку мира. Единицы вернулись на Украину и в Польшу, а семьи Бучинских и Марциновских в 1957 г. решили перебраться к родственникам Боревичам в Нальчик КБАССР (Кабардино-Балкарская автономная советская социалистическая республика). Затем в 70-х годах приехали в Нальчик семьи Горецких, Рачковских, а в село Светловодское - семья Хилинской Ядзи. Все они были из села Первомайка («Точка № 12»).
   Религиозная жизнь поляков Нальчика почти до конца 20 века ограничивалась домашними молитвами и чтением старшими в семье Библии на польском языке. Потом католики, проживающие в Нальчике, стали собираться совместно по домам на совместную молитву, а по праздникам ездили в Пятигорск или в Прохладный. В 1987 году в г. Нальчик на строительство курортных объектов приехали польские строители, образовавшие компактную католическую общину, которой уже потребовался священник. Отец Бронислав Чаплицкий  проводил мессы в актовом зале санатория "Горный воздух". Таким образом в г. Нальчике оразовался приход Святого Иосифа,  который был зарегистрирован 17 февраля 1994г. В  2007г. - 2009гг. ксендзом прихода был поляк из Польши Юрек Чернявский.
БЛАГОВЕЩЕНКА
 
  В Центральном Государственном архиве приводится упоминание о проживающих на территории Кабардино-Балкарии поляков.
   В «Списках частных владельцев и данных о количестве обмениваемой ими земли за 1888г.» значится за номером Г-17 Горвилинское товарищество 10-ти домохозяев (11). В числе владельцев в «Списках» упоминается Боровский И.Д. (12), потомки которого и сейчас проживают в селе Благовещенка Кабардино-Балкарской республики.
   В 1916 году с территории Ингушетии были переселены польские семьи в хутора Майский, Минский, Грабовец, которые в настоящее время называются селом Благовещенка (1887 — село Коскино; 1902 - село Гробовец; 1923 - хутор Минский), а также в близлежащих казацких станицах Александровская, Георгиевская, Котляревская, Марьянская, Пришибская, Прохладная, Солдатская и других.
   Несколько позже Горвилинское товарищество 10-ти домохозяев стало зваться хутором Фальманов (по имени поручика Фальманова, адъютанта генерала Ермолова). Именно это название упоминается во многих воспоминаниях.
    В 1923 г. произошёл земельный спор между жителями хутора Грабовец и хутора Фальманова. Последние обратились к землемеру с просьбой нарезать им участок (13). В своём заявлении они указали, что добровольно переселятся на отведённую им землю (14).
   В 1924г. был произведен отвод усадебного участка под поселение хутора Минского (бывшего Фальманова). Участок был выделен на берегу реки Бакса-ненок (15), строительство этого поселения осуществляли поляки, переселившиеся из губернии Минской Белоруссии в конце 19 века (роды многих из них были из Кракова).На хуторе проживало 32 домохозяина (138 человек) (16).
   К 1926 г. на хуторе Минский проживало уже 190 поляков (17). Все они были выходцами из приграничных районов России и Польши. На Кавказ они приехали в поисках свободной плодородной земли, видимо, по завершению Кавказской войны 1817-1864 гг. К тому же царская Россия проводила политику не только колонизации земель горцев, но и заселения так называемых «вольных земель» Кавказа всеми желающими, даже из районов бывшей Польши.
  На новом месте поселения поляки строили дома с земляными полами и камышовыми крышами. Повседневная одежда мало чем отличалась от одежды здешних жителей, праздничная украшалась вышивкой. Из конопли ткали полотенца, расшивали их. До Великой Отечественной войны, по воспоминаниям жителей, на хуторе был лишь один дом, в котором имелись комнаты с деревянными полами. Именно здесь с разрешения хозяев собиралась хуторская молодёжь. Пели песни, танцевали под скрипку венгерку, краковяк, польку. Самое любимое блюдо было дранчики (или драники).
   Отмечали все католические праздники. Костёла или часовни на хуторе не было. Но время от времени приезжал католический священник, служил мессу, совершал обряды. Говорили жители хутора по-польски. Свадьбы играли «по старинке», на венчание ездили в г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ). Браки с представителями других национальностей не приветствовались.
  В работе жителя села Первомайское Кабардино-Балкарии Куприянова Д. от 1979 г. «История возникновения села Первомайское» (мы познакомились лишь с рукописью - Г.В.Ф.) упоминаются польские фамилии. Так, при переименовании села Коскино в Грабовец его первожителем в числе других были Рачковский П.Г., Буцкий П.И., прибывшие с переселенцами из Полтавской губернии.
  Гражданская война в России коснулась и жителей села Первомайское. Командиром партизанского батальона, как упоминает Куприянов Д., был георгиевский кавалер Дашкевич Демьян Игнатьевич. В других партизанских отрядах сражались поляки Горавский, Рачковский, Миргородский.
   О семье Дашкевичей подробно рассказано в статье Сергея Ганночки «Z Krakowa przez kresy na Kaukaz», опубликованной в «Польских ведомостях» (2008 г. №№1-2 (20), январь-июнь, Краснодар). (18)
   В разные годы отмечались успехи в работе и в труде поляков Жаботинского А.И., Барановского П.П., Барановского А.Н., Буцкой О.С., Боровской М.В., Сушинской Г.
 Хутор Минский был основан в 1923 году переселенцами польской националь-ности, переселившимися из-за малоземелья бывшей Минской губернии сначала в 1900 году в Чечено-Ингушетию, а в 1923 - на территорию между Ново-Осетинской и Гробовцом. 1-го Мая 1925 года часть жителей селения Прималка получили земельный надел за хутором Минский. Поскольку земля нарезалась 1-го Мая, то и село решено было назвать Первомайским.
 В КБР имели место массовые аресты жителей польской национальности, и так называемая «Польская операция» 1937-1938гг.» имела серьёзные последствия для жителей республики.
  К слову сказать, моделью для всех массовых национальных операций 1937-1938гг. стала первая из них - польская.
  Приказ № 00485 о начале (15 августа) польской операции уже содержал все те главные установки, которые легли в основание последующих аналогичных приказов по национальным линиям.
 Преамбула таких приказов обычно состояла из утверждений об активизации на территории СССР деятельности разведорганов соответ­ствующей страны и перерастании этой деятельности на современном этапе из разведывательной в диверсионно-террористическую и повстанческую. В приказе непременно наличествовал точный перечень репрессируемых контингентов, назывались сферы, подлежащие чистке в первую очередь, определялись сроки проведения операции и формы отчётности по ней. Предписывался и особый (впервые вводимый в практику НКВД ) порядок осуждения - «альбомный»: работники управлений НКВД на местах по окончании следствия составляли справки на каждого арестованного с предложением о приговоре (расстрел или заключение в лагерь на 5-10 лет), справки, скомплектованные в специальный список («альбом»). Подписывали, поддерживая или корректируя предложенные меры, начальник УНКВД и местный прокурор, затем «альбом» направлялся в Москву, где окончательное решение выносили нарком внутренних дел и прокурор СССР (Ежов и Вышинский).
  Приговоры исполнялись по воз­вращении «альбомов» в местные УНКВД. 3 ноября 1937г. Ежов отправляет всем наркомам внутренних дел союзных республик и начальникам УНВД телеграмму: «Проводимые сейчас операции по антисоветским элементам, немцам, полякам, харбинцам, жёнам изменников родины в ряде областей идут крайне медленными темпами <...> Приказываю: Форсировать проведение операций по антисоветским элементам:
немцам, полякам, харбинцам, жёнам изменников родины. Срок окончания всех этих операций установить 10 декабря 1937года.
К этому сроку провести все аресты, закончить следствие и рассмотреть все следственные дела».
  Согласно приказу № 00485 репрессиям подлежали следующие категории граждан: 
  все оставшиеся в СССР бывшие военнопленные польской армии;
  перебежчики из Польши независимо от времени перехода в СССР;
 политэмигранты и политобмененные из Польши;
  бывшие члены Польской социалистической партии и других польских политических партий;
 наиболее активная часть местных антисоветских и националистических элементов польских районов.
  Очень скоро этими категориями аресты не ограничились - довольно быстро реестр «репрессируемых контингентов» расширился. Источники такого расширения были двоякие: иногда новую категорию указывал в очередной директиве Центр, но гораздо чаще это решали на местах сами начальники управлений НКВД, исходившие при этом из специфики своих регионов.
  «Польская операция» 1937-1938гг. задела и поляков, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики на хуторе Минском. Здесь было арестовано 17 человек. Это были наиболее грамотные люди в селе: бухгалтер, учитель, бригадир и т.п. Как и было принято в те годы,родным не сказали, когда отправили арестованных. Причину ареста также не назвали.
   Со временем стали поговаривать о том, что арестованные в Сибири, сосланы кто за исполненную частушку, кто за рассказанный анекдот. Ещё позже прошёл слух, что арестованы они были по доносу своего же односельчанина.
   И поскольку никто не знал причину ареста и судьбу арестованных, люди стали меньше общаться между собой, по-польски говорили только в семье, молились тайком, а некоторые даже фамилии сменили на русские.
   Из репрессированных в село вернулись только 3, да и то больные, изму­ченные, видимо, отпущенные только в силу болезни. Первый из репрессированных на хуторе появился в 1943г., он был болен туберкулёзом.
 
    ПРОХЛАДНЫЙ
 
  В 1962 г. в г. Прохладный приехало много католиков из Казахстана, и они организовали вместе с монахинями из Латвии религиозную общину. Религиозная община была многочисленная, в основном состояла из немцев, поляков, белорусов и людей других национальностей. На пожертвования общины приобрели дом для молитв, постоянного священника не было, и поэтому священники из Литвы приезжали исповедовать и причастить людей приблизительно раз в три месяца.
  Первым постоянным священником в Приходе Святого Семейства (зарегистрирован 27 апреля 1972 г.; юридический адрес: КБР, г. Прохладный, ул. братьев Мельниковых, д.9) был с 1993 по июнь 1996 гг. отец Бронислав Чаплицкий, затем отец Майкл Скрин (до марта 1999 года), с марта 1999 года по 2007 - Кон Дохерти, с 2007 по 2009 - пан Юрек Чернявский. В Прохладном проживают поляки Захаржевские: Валерий Викторович и Эдуард Валерьевич и их семьи, Морковские (выходцы из-под Могилёва): Николай Петрович и Любовь Матвеевна со своими семьями.
 
 
    МАЙСКИЙ, СВЕТЛОВОДСК и др.
 Много поляков и их потомков проживало и проживает в городе Майском и его окрестностях, в селе Светловодском (в частности, род Хилинской Ядзи, переехавшей из села Первомайка (Казахстан).



(1).См. ЦГА, Р-6, on. 1, ед. хр. 791, л. 30, 32.
(2) См. ЦГА, И-6, оп.1, ед. хр. 538, л. 37, 38.
(3) Конквест Р. Большой террор: В 2-х т. Рига, 1991, Т.2. С.236. (4)Россия и Польша: историко-культурные контакты (сибирский
феномен): Матер. Меж д. науч. конф. (24-25 июня 1999 г., Якутск). Новосибирск, 2001. С. 18.
(5)Поляки в России: история и современность. Краснодар: Кубан. Гос. ун.-т, 2007.С.99).
 (6)Сибирь в истории и культуре польского народа: Пер. с пол. - М.: Ладомир, 2002, стр.543.
(7) Polska droga do Kazachstanu: Materiafy z mifdzynarodowej konferencji,Zytomierz, 12-14 pazdziernika 1996 roku. - Warszawa, 1998.
(8) A. Dybkowska, J. Zaryn, M. Zaryn «Polskie dzieje od czasow najdawnejszych do wspokzesnosci». - Warszawa, 1994, c.264. (9)Волков А. Поляки Казахстана: Новая Польша, 2006, № 5.
(10)Боголюбов А.А.Поляки на Северном Кавказе в XIX-XX в.в.-
Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2008. С.213.
(11) См. ЦГА, Р-6, on. 1, ед. хр. 128, л. 67.
(12) См. ЦГА, И-6, on. 1, ед. хр. 727, л. 35.
(13) См. ЦГА, Р-6, on. I, ед. хр. 316, л. 206-206 об.
(14) См. ЦГА, Р-6, оп.1, ед. хр. 316, л. 205, 205 об.
(15) См. ЦГА, Р-6, оп.1, ед. хр. 316, л. 235, 237.
(16) См. ЦГА, Р-6, оп.1, ед. хр. 316, л. 234, 234 об.
(17) См. ЦГА, Р-4, on. 1, ед. хр. 5, л. 252.
(18) «Польские ведомости», 2008 г. №№1-2 (20), январь-июнь,
Краснодар.С
.20-22.
Категория: Статьи Горецкого В.Ф. | Добавил: DzirtDoUrden (08.04.2011)
Просмотров: 4460 | Комментарии: 1 | Теги: польская дорога, Благовещенка, Прохладный, 1937, Горецкий Виталий, репрессии, Расселение поляков на территории ка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Военные пенсии  
0
http://militariorg.ucoz.ru/ - ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
статьи Саратовцевой Л.А. [3]
статьи Саратовцевой Л.А.
Статьи Горецкого В.Ф. [10]
Статьи Горецкого В.Ф.
Информация о жизни Центра [18]
Статьи участников Центра [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz