В 2001 г. в Варшаве прошел 3 съезд польских эмигрантов. По данным материалов съезда, за пределами Польши живет более 7 миллионов человек польского происхождения, в том числе: в США - 964 тыс., в Бразилии - 1,2 млн, во Франции и Германии но миллиону, в Канаде 800 тыс., на Украине 500 тыс.. в Белоруссии 400 тыс., в Аргентине и Литве по 300 тыс., в России -200тыс., в Австралии - 150тыс., в Великобритании 140 тыс., в Казахстане 80 тыс., в Чехии - 70 тыс., в Бельгии, Латвии, Швеции - по 60 тыс., в Австрии - 40 тыс. (Новая Польша. 2001. №6).
По данным Статуправления КБР за 1989 г., в республике проживало 353 человека польской национальности, в самом Нальчике -164 человека. Данные, как и результаты переписи населения 2002 г., совсем не отражают реальной картины. У нас есть основания полагать, что обладатели фамилий на –ский, –цкий и даже на –ич (например, Боревич) на самом деле поляки или польскою происхождения, которые еще в 30–50-е гг. XX в., опасаясь репрессий, записывали в паспорте национальность «русский».
В Нальчике образован Польский национально-культурный центр «Пшиязнь» («Дружба» - «Przyjaźń»), главной целью которого является изучение культуры, традиций и истории польского народа, а также составление родословных проживающих на Северном Кавказе, в частности - на территории Кабардино-Балкарской Республики, поляков.
В 2003 г. исполняется 85 лет независимости Польши (11 ноября 1918 г.). Полную независимость Польша, как нам кажется, получила лишь с развалом Советского Союза. А до этого времени даже проживающие в Республике Польше находились под властью и диктатом КПСС и Москвы. В России поляков подвергали гонениям, репрессиям и ссылкам не только в сталинское время, но и задолго до прихода большевиков к власти. Кровавая ниточка тянется с середины XVIII в., когда Екатерина II приняла решение о ссылке представителей польского национально-освободительного движения в Сибирь. Мы обозначим черные исторические вехи в судьбе польского народа, в период с 1768-го по 1953 г. Материал на польском языке предоставлен нам «Союзом Сибиряков».
«Союз Сибиряков» - это польская общественная организация, которая занимается вопросами и проблемами людей польской национальности, волей судьбы оказавшихся на территории бывшего СССР. Организован «Союз Сибиряков» в 1928 г. 31 января 2003 г. ему исполнилось 75 лет. Почти четыре десятилетия поляки, проживавшие на территории СССР - от Белоруссии до Дальнего Востока и от Мурманска до Северного Кавказа включительно, - были людьми третьей категории. Для них не было работы, а если ее находили, то она являлась самой низкооплачиваемой. Поляки считались врагами советского государства. До сих нор они не получили компенсаций за подневольный труд в советских лагерях, на поселениях, а также за утраченное имущество. Лица польской национальности были бесправными, потеряли польское гражданство, которое до сего дня так и не восстановили. В тюрьмах и лагерях ГУЛАГа потеряли здоровье и получили инвалидность тысячи ни в чем не повинных людей. Тысячи поляков погибли во время депортации в сибирскую тайгу и степи Казахстана. Это и солдаты Армии Крайовой, и их семьи с территорий Вильненской области, Полесья, Волыни, Подолья и земли Львовской. Так называемых «советских» поляков стали высылать в Казахстан и Сибирь еще в 1934 - 1936 гг. Часть поляков, поняв сущность раскулачивания, продала все имущество и перебралась на Северный Кавказ. Это одно из объяснений того, откуда в Кабардино-Балкарии появилась новая волна лиц польского происхождения. К своим родственникам после так называемой репатриации 1945-1948 и 1956-1959 гг. приехали поляки, высланные в 30-е гг. в Северный Казахстан.
Лишь в 1956 г. был отменен комендантский надзор за всеми поляками, проживающими и находившимися в заключении на территории СССР. Советское правительство разрешило им выезд в Польшу и проживание в любой части СССР. В 1990 г. состоялась реабилитация многих поляков, к которым так несправедливо относилась Россия на протяжении многих веков и в период сталинского произвола. История польского народа свиде-тельствует, что уроженцы Царства Польского, а также уроженцы Литвы, Белоруссии, Украины, имеющие польские корни, не хотели мириться с создавшимся положением в царской и советской империях. Свобода и независимость им была всего дороже. Поляки издавна связаны и судьбами, и борьбой за независимость с Северным Кавказом.
Председатель правления Польского национально-культурного центра «Единство» Александр Селицкий (г. Краснодар) в статье «Исторические судьбы поляков на Кубани» (Польские ведомости. 2002. №1) отмечал: «Как известно, в польской шляхетской культуре XVI - XVIII вв. зародилась так называемая идеология «сарматизма». Согласно этому учению, польские шляхтичи являются потомками древних сарматов, в прошлом населявших причерноморские земли, в том числе и Кубань. «Сарматизм» повлиял на стремление ряда польских аристократов колонизировать Причерноморье и даже перенести столицу Польши к Черному морю. В XVIII в. многие польские путешественники отправлялись на «родину предков». Наиболее известными стали этнографические зарисовки историка, археолога и писателя Яна Потоцкого, побывавшего на Кубани в конце XVIII в. и описавшего быт местных адыгских племен».
О поляках на Кавказе писали Дж. А. Лонгворд в книге «Год среди черкесов» в 1840 г., Теофил Лапинский в книге «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских». В. М. Аталиков в книге «Наша старина», Е. П. Савельев в книге «Древняя история казачества».
VII Славянские чтения в Кабардино-Балкарии:
Материалы научно-практической конференции:
Сборник / Сост.: А. М. Гутов, В. А. Зведре. –
Нальчик: Эльбрус, 2004. – с. 33-35.